Онейрология

"Сновидения - это маленькая потайная дверь,

ведущая к глубочайшим и интимнейшим тайникам души".

К.Г. Юнг [1]

Онейрология - наука о сне и различных аспектах сновидений. Наука новая, хотя и берущая своё начало из таких глубин человеческой истории, о которых у нас не осталось и преданий.

Сны очаровывали человеческий разум во все времена. Каждый из нас проводит треть своей жизни во сне. Ночами с нами происходит таинство сновидений. Самые яркие и волнующие из снов производят на нас впечатление, которое заставляет задуматься над вопросом что же такое наши сны? Что они означают? И вообще означают ли что-то?

Сновидения часто кажутся переживаниями смутного, неясного, но всё же существующего параллельного мира. Размышляя об этих переживаниях, мы можем предположить, что в наших сновидениях мы совершаем путешествие в существующую на самом деле, неизвестную реальность. Предполагают, что одним из основных источников идеи о духовном мире, отличном от физического, являются сновидения. Если эта гипотеза верна, то сны сыграли важнейшую роль в формировании одного из фундаментальных религиозных понятий.

Кроме того, существует предположение о том, что сновидения могут быть связаны с идеей о душе, независимой от тела. В сновидениях мы переживаем путешествия в другие миры, взаимодействуем с различными существами и совершаем поступки, и вместе с тем наше тело остаётся неподвижным в постели. Несмотря на то, что мир сновидений смутен и даже сюрреалистичен, тем не менее, он воспринимается нами как вполне реальное место. Наши переживания подчас настолько реальны, что нетрудно предположить, что во время снов сознание каким-то образом отделяется от тела. Если добавить к этому знакомый всем опыт встречи с умершими друзьями и родственниками, нетрудно заключить, что сознание, которое способно во сне отделяться от тела, продолжает существовать и после его смерти.

История изучения снов показывает сколь серьёзным было отношение людей к этому вопросу во все времена. Люди обращались к снам для получения советов и даже для лечения. Эта практика известна под названием инкубация снов. Она была чрезвычайно популярна в древнем мире и являлась распространением обычаев в таких разных культурах, как Древняя Месопотамия (современный Ирак), Египет, Греция и Рим. Причём, если в Древней Месопотамии главной целью инкубации снов было предсказание будущего, то в Греции в период эллинизма основной задачей было лечение. Проводилось это в специальных храмах, посвящённых обожествлённому врачу Эскулапу.

Еще Платон (ок. 429-347 гг. до н.э.) в своих ранних диалогах "Апология" и "Пир" рассматривал сновидения, как сообщения, посылаемые богами. Они используются как теологический метод получения знаний о богах и их воле. В более позднем диалоге "Софист" Платон заключает, что сновидения вообще являются философским методом, с помощью которого сновидящий может получить определённое знание о мире. Платон был убеждён в том, что сны являются объективным показателем уровня нравственности человека, независящим от представлений человека о самом себе.

Идеи Платона продолжил Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В его трактате "Parva Naturalia" он писал, что тело является лишь инструментом души, которая локализована в сердце человека. Сновидения Аристотель рассматривал как продукт воображения и побочный продукт предыдущих ощущений, поскольку впечатления, порождённые нашими ощущениями, задерживаются после того, как наши чувства перестали быть активными. Во время сна при отсутствии внешних воздействий сознание оказывается более свободным, чтобы уделять внимание образам, сохраняющимся в памяти. Аристотель подробно рассмотрел эти вопросы в трёх своих трактатах "О сне и бодрствовании", "О бессоннице" и "О гадании по снам". По Аристотелю, сон и бодрствование, изучение которых является необходимым условием для понимания сновидений, представляют собой два состояния одной и той же способности, причём бодрствование - это позитивное, а сон - негативное состояние [1].

Самым обширным и наиболее законченным собранием знаний о сновидениях, сохранившимся с древних времён считается Oneirocritica, написанная во II веке греком Артемидором из Далдиса. Интерес Артемидора был обращён, прежде всего, к предсказаниям, что определяло главный подход к интерпретации сновидений вплоть до открытий современной психологии и психоанализа.

С тех пор вплоть до XIX века наука о снах не получила серьёзных импульсов и утратила в основном то значение, которое ей придавалось нашими предками. Новый интерес к таинственной ночной деятельности человека был вызван работами Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг). Фрейд по праву считается основателем психоанализа и одним из крупнейших мыслителей ХХ века. Занимаясь врачебной деятельностью, он заинтересовался ролью психических факторов в возникновении заболевания. Зигмунд Фрейд обучался гипнозу под руководством блестящего французского невролога Ж. Мартена Шарко. Фрейд был свидетелем многочисленных демонстраций явления, известного в настоящее время как постгипнотическое внушение. На основании своих наблюдений Фрейд впервые выдвинул общую теорию о бессознательном и его взаимодействии с сознательной частью психики. Соотношение между сознательном и бессознательным сравнивается в теории Фрейда с айсбергом: обычно видима только небольшая его часть (сознательное), тогда как 90 % его объёма скрыты под водой (бессознательное) [2]. Следуя рассуждениям Фрейда о человеческой природе, люди являются по сути своей эгоистичными животными, которыми руководят агрессивные побуждения и стремление к удовольствию. Однако, по мере взросления, люди учатся вытеснять свои грубые побуждения в область бессознательного. Фрейд считал, что целью сновидений является удовлетворение в фантазиях инстинктивных побуждений, вытесненных людьми в бессознательное [3]. Однако мы не просыпаемся в результате сильных эмоций, которые возникли бы, если бы нам снилось буквальное удовлетворение запрещённых желаний, так как часть психики, которую Фрейд назвал цензором, трансформирует содержание сна, чтобы замаскировать его истинное значение [4]. Он использовал анализ сновидений для проникновения в область вытесненных влечений, называя сны "королевской дорогой" к бессознательному [5].

Талантливый ученик Фрейда - Карл Юнг (1875-1961 гг) не просто развил идеи своего учителя, но и привнёс в психоанализ много новых положений. Он разделил бессознательное на две части: индивидуальное и коллективное бессознательное [6]. В то время как индивидуальное бессознательное формируется на основе нашего личного опыта, коллективное бессознательное содержит унаследованный нами коллективный опыт человечества. Это хранилище всеобщего опыта представлено в форме архетипов, которые иногда определяют некоторые образы сновидений [7]. Убеждение о существовании коллективного бессознательного пришло к Юнгу после того, как он обнаружил, что сны его пациентов содержат образы совершенно им незнакомые, но которые, очевидно, отражают символы, присущие той или иной мифологической системе мировой культуры [8, 9]. Цель сновидений, по Юнгу, не в том, чтобы скрыть (как считал Фрейд), а в том, чтобы сообщить сознанию определённые сведения [9]. Другими словами, бессознательное содержит некую информацию, которая пытается быть нашим проводником или помочь нам каким-либо другим способом. Однако бессознательное говорит символическим языком, требующим интерпретации. Таким образом, юнгианский анализ сновидений - это метод, призванный помочь клиентам в правильном толковании сообщений бессознательного [10, 11].

И фрейдистскую, и юнгианскую психологические школы иногда называют глубинной психологией, подразумевая, что в центре их внимания - процессы, происходящие в бессознательном. Однако большинство современных исследователей сна не придерживаются принципов классического психоаналитического подхода [12, 13, 14]. Значение лишь немногих снов является очевидным, в то время как большинство других кажутся бессвязными и абсурдными. Сюрреалистический характер сновидений - качество, благодаря которому они с трудом поддаются интерпретации - побуждает многих исследователей сна воспринимать все сновидения как совершенно бессмысленные. Такая оценка находит научное выражение в активационно - синтетической модели сновидений. Впервые выдвинутая в 1977 году, эта модель рассматривает сновидения как результат попыток передних отделов головного мозга понять произвольные электрические сигналы, генерируемые в задних отделах мозга во время сна. Эта модель отрицает представление о содержании в сновидениях значимой информации. Однако, так как почти каждый человек видел, по крайней мере, несколько по настоящему понятных снов, эта теория, в конечном счёте, неудовлетворительна.

Легко понять желание взять в качестве основы для изучения сновидений физиологические явления, поддающиеся измерению, но так как сновидения очень субъективны, они затрудняют использование методов объективной эмпирической науки. Современные лабораторные изучения сновидений по-настоящему не сдвинулись с места прежде, чем в 1953 году не был открыт сон с быстрым движением глаз (БДГ-сон), а затем и его связь со сновидениями. Ещё до открытия этой корреляции исследователи определили четыре фазы сна. Эти фазы были измерены в показателях электрической активности головного мозга, а именно в показателях волновой активности мозга с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Непосредственно перед засыпанием электроэнцефалограф регистрирует типичные электроволновые паттерны, называемые альфа-волнами, частотой 8-13 Гц. В процессе погружения в сон прибор показывает относительно низкое напряжение и смешанную частоту от 2 до 7 Гц. Это - переходное состояние, первая стадия сна. Для второй стадии характерны дельта-волны (амплитуда превышает 75 мкВ в течении 0,5 сек). В третьей фазе сна ЭЭГ состоит на 20-50 % из дельта-волн, в четвёртой дельта-волны составляют более, чем 50 % ЭЭГ. Уровни сна распределяются от первой фазы до четвёртой фазы - стадии глубокого сна. Чаще всего мы видим сны, когда находимся в состоянии БДГ-сна. У нормального взрослого человека типичный цикл сна - циклическое чередование БДГ-сна с более глубокими его уровнями - длится около 90 минут. Здоровый взрослый человек, как правило, проходит через 4-6 таких циклов каждую ночь, хотя существует множество отклонений в цикле в зависимости от возраста.

Одно из наиболее интересных направлений в изучении сна, возникло совсем недавно. Это исследование осознанного сновидения. Человек переживает осознанное сновидение, когда он понимает, что видит сон. Наиболее необычный аспект этого состояния заключается в возможности сознательного изменения содержания своих снов. Первые письменные упоминания об осознанных сновидениях содержатся в сочинении Аристотеля "О сновидениях". Другие исторические личности, такие как Августин Блаженный и Святой Фома Аквинский, оставили в своих трудах упоминания об осознанных сновидениях [16].

И вот по прошествии многих лет эта тема получила распространение после издания в 1974 году книги Патриции Гарфильд "Творческое сновидение". Патриция Гарфильд - современный исследователь сновидений, клинический психолог и автор ряда популярных книг о снах. Она преподавала в Темплском университете в США, много путешествует, читает лекции, проводит семинары.

Идеи об осознанных сновидениях П. Гарфильд активно поддержал и развил Стивен Лаберж - психолог, выпускник Стэнфордского университета, работающий в настоящее время в стенфордской сомнологической клинике. В определённых кругах считается, что Лаберж научными методами доказал существование осознаваемых сновидений. По Лабержу у спящего человека есть возможность просигнализировать наблюдающим за телом исследователям о том, что он вошёл в фазу осознанного сновидения. Для этой цели он применял условный сигнал движениями глаз под веками спящего человека, а в последствии научился выстукивать сжатым кулаком сообщения посредством азбуки Морзе. Он утверждает, что обучил осознавать свои сновидения и других сотрудников. Группа Лабержа занималась вопросом управления снами, ставя такие задачи, как полёт во сне или изменение картины сновидения согласно желанию. Результаты этих исследований были опубликованы в 1985 году в популярной книге "Осознанное сновидение". Успех этой книги вызвал повсеместную организацию групп по работе со сновидениями. Средства массовой информации также заинтересовались этим вопросом, и возможности использования осознаваемых сновидений широко обсуждались в бесчисленных статьях и ток-шоу.

Работы Гарфильд и Лабержа пришлись весьма по душе многочисленным представителям широко распространяющегося во всем мире движения "Новая волна". Методы развития способности к осознанным сновидениям, представленные в своеобразной форме специально для последователей "Новой волны", изложены в работе Карлоса Кастанеды "Искусство сновидения". Представители движения "Новая волна", практикующие методы осознанных сновидений, рассматривают их как средства трансформации и лечения, а также как потенциальный инструмент оздоровления и преобразования личности.

На этом обзор исследований сновидений можно закончить для того, чтобы перейти к некоторым нашим оценкам и изложению основ теории, объясняющей механизм сновидений. В сущности, понять природу сновидений можно лишь имея чёткое представление о том, чем же в действительности является человеческое сознание. Понятие о бессознательном или неведомых глубинах человеческой памяти, отражает существо эмпирического научного подхода. В то же время в ХIХ веке была сделана попытка объяснить эти феномены на основе цельного и глубокого мировоззрения, находящего своё подтверждение в многочисленных фактах, не вписывающихся в ограниченные эмпирические теории. Речь идёт о работах нашей великой соотечественницы Елены Петровны Блаватской [17]. С позиций теософии можно определённо отметить, что многие заблуждения и искусственные нагромождения вышеназванных исследователей объясняются, прежде всего, отсутствием чёткого понимания природы сна и тех начал, которые участвуют в формировании сновидений. Сокровенное Учение предоставило нам стройную теоретическую основу, позволяющую избежать многих ошибок. Только эмпирическим путём весьма затруднительно постигнуть явления, не укладывающиеся в логику земного рассудка. Кроме того, на наш взгляд, современные исследователи сна, как, например, П. Гарфильд и С. Лаберж необъективно и некорректно толкуют о возможности планирования сновидений и своих успехах в этой области. Сознательная активность во сне, о которой они постоянно упоминают, указывает на возможность расчленения проводников, что является достижением адепта, то есть человека, воспитавшего сильную дисциплинированную волю. Конечно, это достижимо и к этому следует стремиться, но эта ступень доступна лишь человеку, целенаправленно овладевающему своими желаниями на протяжении многих лет.

Что же представляет собою человеческий сон?

По определению Е.П. Блаватской [17]: сон - это состояние сознания человека, при котором внешний человек впадает в оцепенение, парализуя каналы физических впечатлений, а внутренний человек получает свободу действий в Высших Мирах, недоступных чувственному восприятию.

Здесь необходимо сделать небольшие пояснения относительно терминологии. Категории "внешний человек" и "внутренний человек" можно пояснить лишь при помощи доктрины о человеческих принципах, согласно которой каждый человек представляет собою совокупность семи основных принципов или начал. "Если Вы не изучили подробно особые функции, приписываемые всем человеческим “принципам”, - писала Елена Петровна Блаватская, - и состоянию их всех после смерти, Вы вряд ли поймёте нашу Восточную философию". Согласно Древней Мудрости человек олицетворяет собой регулярную поступательную шкалу “принципов” от мета-Духа вниз до грубой материи. Или иначе, человек - есть соотношение Духовных Сил, как и соотношение химических и физических сил, приведённых в действие “принципами”. В древней Восточной Мудрости каждое изменение качественного состояния нашего сознания даёт человеку новый аспект, и если он преобладает и становится частью живущего и действующего Эго, ему должно быть присвоено (и присвоено) специальное название, для того, чтобы отличить человека в этом особом состоянии от того же человека, коим он является, когда переходит в другое состояние. Эти специальные названия и носят “принципы” человека.

Под "принципами" человека Восточная Доктрина понимает основные дифференциации, на которых и из которых построено всё что нас окружает и сам человек.

Принципы суть следующие (сверху вниз):

  1. Атма - "Дух не Ваш и не мой, но как Солнце светящий для всех. Это повсюду присутствующий “божественный принцип”, и неотделимый от своего единственного и абсолютного Мета-Духа, подобно тому, как луч неотделим от Солнца";
  2. Буддхи - "проводник чистого Мирового Духа";
  3. Высший Манас - мыслящее сознательное Эго, думающий элемент;
  4. Низший Манас - вместилище земного мозгового разума, ментальное тело;
  5. Кама Рупа - тело животных желаний, астральное тело;
  6. Линга Шарира - эфирный двойник, фантом физического тела;
  7. Стхула Шарира - футляр из мышц и костей, физическое тело.

Итак, теперь вернёмся к терминологии. Под внешним человеком Елена Петровна подразумевала совокупность двух срединных принципов, а именно астрального тела и низшего манаса (физическое тело и эфирный двойник в совокупности представляют собой лишь машину, управляемую внешним человеком, и потому, строго говоря, не относятся даже к внешнему человеку). В теософской литературе внешний человек ещё называется личным эго или личностью человека. Внутренний человек - это высшая триада принципов: Атма, Буддхи и Высший Манас. Внутренний человек - это бессмертное Эго человека, его индивидуальность. Природа действий бессмертного Эго человека в большинстве случаев совершенно непонятна его бодрствующему сознанию.

С учётом такого понимания сна дадим определения сновидениям.

Сновидения - это сохранившиеся в физической памяти проекции тончайших впечатлений, полученных во время ночной психической деятельности человека (сна). Причинами этих впечатлений могут быть:

В первом случае мы имеем так называемые подлинные сновидения. Эти сны несут полезную информацию для бодрствующего сознания. Во втором случае сновидения пустые. Это нагромождения образов, не представляющие никакой ценности для личности.

Здесь необходимо пояснить, что обе причины обнимают собою самый широкий спектр условий, среди которых Сокровенное Учение Востока называет рефлексы, явленные воображением; воспоминания, выплывшие из глубины сознания; воздействия Тонкого Мира; впечатления от нахождения в тонких сферах; дальние вести, запечатлённые в образах.

Теперь, что же представляют собою осознанные сновидения, то есть те, в которых мы осознаём свои действия во сне? Это будут впечатления от действия высшей пятёрки принципов (Атма, Буддхи, Высший Манас, низший манас, астральное тело), сумевших достаточно дистанцироваться от низшей дуады (физическое тело и эфирный двойник), которая остаётся в это время почти неподвижной. В сущности, это нельзя назвать сном, во всяком случае, данное состояние не попадает под определение сна, данное выше. Одно из основных положений Восточной Философии, изложенное Еленой Петровной Блаватской прямо говорит, что сознательное выделение внутреннего человека из физического тела является одним из достижений Адептов. При этом они не ложатся спать и часто это вообще не заметно, "поскольку физические чувства их настороже, и кажется, что человек только пребывает в рассеянности, "глубокой задумчивости", как некоторые называют это".

В обычном сне происходит частичное разделение высшей тройки принципов от низшей четверицы. При этом четверица частично теряет волевое начало, заключённое в Высшем Манасе. И в то время пока физическое и эфирное тела относительно покоятся, астральное и ментальное могут блуждать по сферам, соответствующим психическому состоянию человека перед засыпанием.

Теперь, когда представлен краткий абрис механизма сновидений, сделаем попытку показать перспективы науки онейрологии, вытекающие из данного выше понимания феномена сна.

Совсем в недалёком будущем будет сделано открытие, которое докажет существование мира более тонкой материальности нежели физический. Пока он почти недоступен органам чувств человека. Когда будет сделано это открытие, станет понятно, что именно онейрология является наиболее безопасным инструментом для изучения особенностей и законов этого таинственного мира. То, что сейчас воспринимается большинством в научном сообществе как чистая субъективность, откроет новые горизонты объективной реальности. Когда нельзя будет более отрицать продолжение жизни сознания за так называемой смертью, будут созданы школы, где желающие смогут проходить особую подготовку к последующему этапу своего существования. И ничего общего с современными хосписами эти школы иметь не будут. В них опытные инструкторы будут передавать навыки развития сознательности во сне и обучать психотехнике мысли. Ибо там, откуда долетают до нас зовы других миров - настоящее царство мысли.

Практика инкубации снов получит новый импульс и широкое распространение. А специально подготовленные исследователи в научных центрах онейрологии займутся изучением возможности путешествий вне ограничений физического тела в состоянии, напоминающем особые фазы сна. Уже делаются попытки изучения будущего в состоянии сна. Так, например, в 1970-х годах женщина-психиатр Х. Вимбах из Беркли (США) проводила опыты с группой добровольцев, засылая их, погружённых в гипнотический сон, в будущее. Результаты этих опытов в начале 90-х годов повторил другой учёный - Ч. Шоу, ученик и последователь психиатра Х. Вимбах. Он собрал около пятисот "свидетельств" о жизни человечества в следующие пять столетий. Результаты этих исследований поразительны и к тому же обладают большим процентом корреляции, однако углубляться в детали мы не будем, поскольку это выходит далеко за рамки настоящей статьи.

Для психологов онейрология представит самый точный, из известных на сегодняшний день, метод познания качеств личности, который сможет применить каждый человек для того, чтобы понять каков он есть на самом деле и на что следует обратить внимание в процессе самосовершенствования.

А несколько позже онейрологи - астронавты смогут начать даже изучение планет Солнечной системы и их спутников, не прибегая к сложным и дорогим космическим аппаратам, лишь опираясь на удивительные возможности собственного аппарата духа.

Так будет положено начало кооперации и сближению Миров в результате которого произойдёт ускорение эволюции человечества. Так ночная деятельность человека превратится из потерянной бессознательной фазы жизни в жизнь сознательную, богатую новыми широкими возможностями обучения, труда, общения и путешествий. Расстояния и время постепенно утратят свою непреложность…

Это будет Новая Эра истории человечества, Эра, которая уже началась!

Литература

  1. Дж. Р. Льюис Энциклопедия сновидений, Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
  2. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений - М.: Просвещение, 1989
  3. Фрейд З. Сновидения: Избранные лекции. М.: Водолей, 1991
  4. Фрейд З. Сон и сновидения. М.: Олимп: АСТ, 1997
  5. Фрейд З. Толкование сновидений. Киев: Здоровье, 1991
  6. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.:Канон, 1994
  7. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. М.: АСТ, 1997
  8. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991
  9. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб, 1996
  10. Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. Мать. Дух. Фрикстер. Перерождение. СПб: Timothy, 1997
  11. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Львов: Инициатива- М.: АСТ, 1998
  12. Сон как фактор регуляции функционального состояния организма: Сб. научн. тр. АН СССР. Л.: Объед. научн. совет АН СССР по компл. пробл. "Физиология человека и животных", 1985
  13. Сон - семиотическое окно: Сновидение и событие: Сновидение и искусство: Сновидение и текст. Под общ. ред Даниловой И.Е./ ХХVI-е Виппер. чтения. М.: 1993
  14. Сон, сновидения, гипноз (Методические рекомендации для лекторов, препод. народных университетов) Краснодар, 1980
  15. Елин И.П. Материал к лекции на тему "Сон и сновидения в свете учения Павлова". Саранск, 1956
  16. Прийма А.К. Эдгар Кейси. - М.: Олимп, ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998
  17. Е.П. Блаватская Сновидения. В сб. Избранные статьи. Часть I. / Пер. с англ. - М.: Новый Акрополь, 1994

Составитель: Светлов Алексей Васильевич, сотрудник НИЛИПЭ

На главную страницу

Ассоциация Исследователей Психической Энергии